Это последний вариант тематического плана.
В о л г о - В я т с к а я А к а д е м и я
государственной службы

Кафедра истории и политологии











ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

“Менеджмент некоммерческих организаций”






Разработал: Нефедов Виктор Николаевич

кандидат исторических наук, доцент


Утверждено на заседании кафедры:

____ сентября 1999 года


Зав. кафедрой: _______________ Давыдова Р.И.










Нижний Новгород

1999
УЧЕБНЫЙ КУРС
"Менеджмент некоммерческих организаций"


Предмет изучения курса: основы знаний о менеджменте некоммерческих организаций, формах и методах управленческой деятельности в третьем секторе, практика социального партнерства и межсекторного взаимодействия.
Цель курса: изучить теоретические основы менеджмента НКО, овладеть практическими навыками в управлении деятельностью некоммерческих организаций, обратив особое внимание на организацию межсекторного взаимодействия и социального партнерства, что позволит эффективно решать социальные проблемы региона и активно влиять на становления гармоничного гражданского общества.
После изучения курса обучающиеся должны иметь знания об основах менеджмента НКО, роли третьего сектора в становлении и развитии гражданского общества, правовых основах и механизмах создания и организационного развития НКО; навыки стратегического планирования и проектирования деятельности НКО, финансового развития некоммерческих организаций; представления о механизмах межсекторного взаимодействия и социального партнерства, о способах продвижения продуктов и идей НКО с помощью PR, об особенностях управления человеческими ресурсами НКО в условиях современного гражданского общества.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№ Наименование темы Количество часов
Всего лекции практика
1 Третий сектор как основа гражданского общества 2 2 -_
2 Правовые основы деятельности НКО 4 2 2
3 Создание и организационное развитие НКО 8 4 4
4 Стратегическое планирование деятельности НКО 4 2 2
5 Проектирование деятельности НКО 8 4 4
6 Финансовое развитие НКО 6 4 2
7 Социальное партнерство 2 2 _
8 Организация связей НКО с общественностью 6 2 4
9 Управление человеческими ресурсами 4 2 2
10 Проведение общественных кампаний 6 2 4
11 Оценка эффективности деятельности НКО (деловая игра) 4 - 4
Итого: 54 26 28
Формы контроля: дифференцированный зачет
Объем курса: аудиторные занятия 54
лекции 26
практические 28
из расчета одной группы студентов в количестве 15 человек
самостоятельная работа
(курсовая работа) 60
зачет 5
практика 60
ИТОГО 179 часов

Основная логика курса:
* введение: роль третьего сектора, роль НКО;
* схема организационного развития - целостное представление о некоммерческой организации и ее составляющих;
* стратегическое планирование как определение стратегий развития рпограммной деятелньости и организации как таковой;
* разработка проектов и программ;
* привлечение ресурсов и управление ресурсами (финансовые, человеческие, имидж и продвижение и т.д.)
* оценка эффективности.





ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

ТЕМА 1. ТРЕТИЙ СЕКТОР КАК ОСНОВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

Введение в курс. Актуальность, разработанность. Предмет, цель, задачи курса. Библиографический обзор. Характеристика состояния и изучение вопроса о некоммерческих организациях. Междисциплинарные связи, возможности применения знаний в теории и практике.
Трехсекторная модель современного общества и отличия трех секторов. Значение, место и роль третьего сектора). Первый, второй сектора. Определение и характеристика третьего сектора в России и регионе. Место, роль третьего сектора в социально-экономических преобразованиях в России, формировании гражданского общества. Параметры, типология по разным основаниям. Некоммерческие организации советского периода (Красный Крест, Фонд Мира и т.д.), новые организации в период 1991-95 гг, новейшие организации. Типология по функциям (молодежные, женские, правозащитные и т.д.). Типология по численности. Рыночные и нерыночные, зарегистрированные и незарегистрированные. Типология по организационно-правовым формам. Правовое поле третьего сектора в России.
Краткая история НКО в России. Дореволюционный период (благотворительность), советский период, российский период.
Состояние и специфика третьего сектора за рубежом. Степень вовлеченность самодеятельного населения в третий сектор. Источники доходов некоммерческих организаций. Структура НКО. Типы НКО.
Современное состояние развития третьего секора в регионе.
Формы и методы проведения занятий:
лекция-беседа, использование слайд-фильмов.

ТЕМА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НКО.

Правовое поле деятельности НКО: Конституция РФ, Гражданский кодекс, статусные законы и правовые акты.
Нормативные акты и отдельные статьи кодекса, регулирующие деятельность НКО: финанасовая деятельность; бухгалтерский учет, налоги и отчетность перед государственными органами; внешнеэкономическая деятельность и валютное регулирование; трудовые отношения; издательская деятельность; образовательная деятельность; политическая и предпринимательская деятельность.
Региональное законодательство.
Организационно-правовые формы НКО (характеристика и сравнительный анализ НКО на основе принятых статусных законов):
* общность интересов (общественные движения, орган общественной самодеятельности, автономные НКО, общественные и религиозные объединения);
* членство (общественные и религиозные организации; ассоциации, союз, объединение юридических лиц; некоммерческое партнерство, потребительский кооператив);
* имущество (потребительский кооператив, фонд, учреждения).
Сравнительный анализ НКО по целям создания, участникам, ответственности и предпринимательской деятельности.
Правовые основы управления НКО, пределы компетентности, высшие органы управления, исполнительные органы НКО.
3. Процедура создания и ликвидации НКО: необходимые документы для создания НКО (протокол общего собрания, Устав организации); небходимые документы для регистрации; необходимые документы для открытия счета и постановки на учет; реорганизация и ликвидация НКО.
Формы и методы проведения занятий:
Лекция-беседа, практический семинар с применением контент-анализа.

ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ.

Понятие организационного развития. Управление развитием НКО. Социальная, организационная, финансово-экономическая устойчивость НКО. Динамика равзвития, динамический хаос, управление в ситуациях неопределенности, неравновесные системы. Ресурсы развития НКО.
Миссия как социально-значимая цель. Значение миссии для развития НКО. Целевая картина организации: официальные, оперативные и операционные цели. Типы организационных структур: линейная, линейно-функциональная, матричная, проектная, штабная, дивизиональная. Подбор оптимальной структуры НКО в зависимости от целевой картины
Жизненный цикл организации: характеристика различных моделей (Богданов, Левин, Гринер и др.), кризисные зоны и болезни организации. Технология определения этапа в оргразвитии НКО. Пятиуровневая модель управления организацией.
Инновационная деятельность в управлении организацией. Инновации как управленческое решение. Типы и виды инноваций. Сопротивление, барьеры, социальные и психологические проблемы инновационной деятельности. Управление осуществлением инноваций в НКО.
Формы и методы проведения занятий:
Практическое занятие: разработка организационной модели НКО.

ТЕМА 4. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Необходимость стратегического планирования. Обоснование стратегического планирования через изменение внешней (мифы) и внутренней среды НКО.
Понятие сущности стратегического планирования. Определение стратегии. Определение стратегического планирования как процесса. Стратегический план. Взаимосвязь понятий "стратегии", "стратегического планирования" и "плана".
Роль стратегического планирования в развитии НКО. Стратегическое планирование как основа управления. Стратегическое планирование как инструмент межсекторного взаимодействия. Обоснование роли стратегического планирования как реального процесса будущего развития НКО.
Этапы разработки стратегического плана:
* Организационный этап. Принятие решения по стратегическому планированию; формирование команды; методы стратегического планирования.
* Ситуационный анализ. Анализ истории развития НКО и ситуации; миссия; SWOT-анализ; цели, задачи; программный анализ (БКГ); Разработка стратегии. Определение стратегических альтернатив; выбор и обоснование стратегических решений и их увязка с миссией, целями, задачами и ресурсами; разработка финансовых стратегий.
* Разработка и адаптация плана. Формат и структура плана; разработка рабочего варианта.
* Выполнение плана. Мониторинг, анализ; корректировка; обновление.
Содержание стратегического плана. Основные ценности и миссия. Основные цели и задачи. Стратегические направления деятельности НКО. Изменение в организационной культуре, людях и партнерстве. Изменение в структуре и функционировании. Ответственность за стратегию.
Формы и методы проведения занятий:
1. CASE-STUDY : Раздаточный кейс с содержанием направлений детельности НКО и нескольких вариантов миссии. Цель: выбрать, обосновать или предложить правильное на взгляд слушателей миссию.
2. Раздаточный кейс с примерными миссиями для самостоятельной формулировки целей и задач НКО.
3. Раздаточный материал для проведения SWOT-анализа.
4. Раздаточный материал для проведения программного анализа (матрица БКГ). Цель: выбор приоритетной альтернативы развития НКО.

ТЕМА 5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НКО.

Проектный подход как средство концептуального управления деятельностью НКО и привлечения ресурсов. Ключевые характеристики проектного подхода; отличие и специфика проектного подхода от программного и планового.
Характеристики проекта: ограниченность, целостность, последовательность, связанность, объективность и обоснованность. Судьба проекта после окончания финансирования.
Этапы проектирования. Анализ ситуации, выявление цели, постановка задач, выбор методов, разработка плана дествий, определение ожидаемых результатов, определение критериев результатов проекта. Разработка бюджета.
Социальный маркетинг - как инструмент предпроектного исследования. Определение ниши деятельности проекта, целевой группы, анализ поля рыночных возможностей, определение продукта, услуги. Анализ внешних и внутренних условий и продвижение продукта. Маркетинговое исследование. Разработка маркетингового плана, его реализация, мониторинг, оценка.
Процедура написания проекта. Использование результатов маркетингового анализа для проведения подготовительной работы написания проекта. Проектирование как процесс. Основные элементы проектирования как системной деятельности. Постановка проблемы, формулирование целей и задач, выбор методов реализации проекта. Планирование бюджета. Распределение функций. Управление проектами, создание межпроектной среды в конкретной НКО. Ожидаемые результаты. Оценка выполнения проекта, основные критерии и методы. Общие рекомендации по написанию проекта: четкость, ясность, приблизительность объема оттдельных разделов проекта, общие критерии оценки проекта.
Формы и методы проведения занятий:
Практические занятия:
1. Проведение предпроектного маркетингового исследования с использованием командного метода по шагам:
- определить как маркетинг вливается в стратегический план организации
- наметить маркетинговые цели
- определить место и роль вашей организации
- провести маркетинговое исследование
- разработать маркетинговый план
- оценить результаты работы (степень эффективности)
2. Составление проекта с использованием интерактивных методов работы в малых группах, дискуссионных обсуждений и т.д.

ТЕМА 6. ФИНАНСОВОЕ РАЗВИТИЕ.
Определение потребности в финансовых ресурсах. Обоснование сметы сбора средств, анализ всех видов расходов организации. Методика составления годового бюджета НКО. Анализ статей расходов и доходов. Основне показатели годового бюджета.
Источники финансирования. Возможные виды финансовых ресурсов: коммерчесое партнерство, получение ссуд, госсубсидии, контакты с местными властями, индивидуальные пожертвования, трастовые компании, взносы и начисления, организация коммерческой деятельности. Эффективная структура финансовой поддержки НКО.
Планирование и методы привлечения ресурсов (фандрайзинг). Стратегия сбора средств. Планирование деятельности по привлечению ресурсов. Анализ финансовых ресурсов, спонсоры. Сравнение со своими потребностями. Методы поиска финансовых ресурсов; участие в ярмарках; СМИ; личные контакты; областная статистика; каталоги товаров и услуг; Интернет; реклама; дисконтные клубы.
Организация фандрайзинга: определение приоритетов, подготовка кампаний по сбору средств, планирование кампаний, этика общения фандразера со спонсором. Отчетность фандрайзера по сбору средств и отчет организации о движении денежных средств.
Фонды поддержки как специальные источники финансирования. Ведение финансирования посредством гранта. Процесс написания заявки на грант. Бюджет как основа оптимальных расходов и доходов выполнения пректа по гранту.
Выбор оптимального метода сбора средств.
Оценка финансовой стабильности НКО. Понятие и показатели финансовой стабильности НКО. Зона ответственности эффективного использования финансовых ресурсов. Оценка и сопоставление финансовых потребностей организации с привлеченными ресурсами.
Показатели финансовой стабильности. Соотношение кредиторской и дебиторской задолжностей. Струуктура финансовых поступлений. Источники, объемы, регулярность. Объем выполняемых услуг и производимых товаров.
Положение НКО по отношению к точке безубыточности. Анализ баланса организации.
Формы и методы проведения занятий:
1. Самостоятельная работа по сбору средств для реальной НКО (д.з.), презентация самостоятельной работы
2. Анализ финансовой стабильности НКО (раздатка: баланс НКО; студенты рассчитывают показатели финансовой стабильности и делают выводы). Контрольная работа.
3. Деловая ситуация: группа делится на микрогруппы (бизнес, Фонд, спонсор, индивидуальные граждане) и выделяются 4 фандрейзера. Фандрейзеры разрабатывают программу сбора средств и убеждают целевые группы в необходимости финансирования. Положительный результат - привлечение средств.
4. Построение бюджета проекта.

ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНОЕ ПРАТНЕРСТВО.

Анализ значимого окружения. Понятие социального партнерства. Сущность социального партнерства как взаимодействия в решении социальных проблем (включая совместное планирование, осуществление и контроль деятельности).
Структура социального партнерства: социальная проблема, интересы партнеров, правила взаимодействия, реализация проектов.
Социальное партнерство как межсекторное взаимодействие. Формы социального партнерства: развивающее (привлечение НКО к разработке и реализации государственных проектов и программ) и поддерживающее (содействие деятельности НКО).
Внутренняя и внешняя фукнкция социального партнерства. Средства реализации социального партнерства.
Динамика социального партнерства: возникновение социально значимой ситуации, выявление социальной проблемы и вовлеченных социальных субъектов, инициация разрешения проблемы, построение партнерства для решения проблемы: объединение ресурсов партнеров, согласование стратегии решения проблемы. Анализ результатов взаимодействия партнеров.
Формы поддержки НКО государством: правовые основы, непосредственное финансирование, целевое финансирование, социальный заказ, конкурсная основа и т.д. Льготы НКО, благотворительным организациям и гражданам , а также юридическим лицам, оказывающим финансовую поддержку НКО.
Формы и методы проведения занятий:
Круглый стол или лекция. Проблемный семинар.
Возможно предварительное проведение игры типа ХУ


ТЕМА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗЕЙ НКО С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ.

PR (организация связей с общественностью) как особая социальная практика. Определение, сущностная характеристика. Структура, функции, цели и задачи.
Становление современной философии PR. Этапы институализации. Современные технологии.
Специфика применения PR в НКО. Пути воздействия на общественное мнение. PR и пропаганда, PR и реклама.
Планирование кампании PR. Способы размещения и распространения информации. Критерии оценки эффективности организации работы по связям с общественностю в НКО, типичные ошибки.
Приемы общения с прессой. Списки СМИ, работа с журналистами. Учет контактов. Управление инфомацией. Презентация. Интервью. Фотографии. Пресс-релиз. Пресс-конференция. Выступление. Наглядные материалы.
Формы и методы проведения занятий:
Лекция-дискуссия, практическое занятие. Информационный пакет для прессы.


ТЕМА 9. УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В НКО.

Место и роль человеческих ресурсов в общей структуре ресурсов. Структура и виды человеческих ресурсов в НКО: учредители, Попечительский Совет, Совета организации, штатный и привлеченный персонал, члены организации, добровольцы. Внешние человеческие ресурсы: их основные характеристики и особенности.
Разработка положения о Попечительском Совете, Совете организации. Подбор членов и распределение функций. Планирование и процедурв функционирования Совета. Документация Совета. Роль Совета в обеспечении устойчивости и развитии НКО в местном сообществе.
Разработка должностных инструкций в соответствии с миссией и структурой организации. Подбор и расстановка кадров для работы в НКО. Повышение профессиональной компетентности персонала. Карьера и аттестация персонала в некоммерческой организации.
Командообразование и его специфика в НКО, групповая динамика.
Поведение личности в организации. Соотношение лидерства и менеджмента в НКО на различных этапах развития организации. Специфика конфликтов в НКО и управление ими. Технологии разрешения конфликтных ситуаций. Социально-психологический климат в организации. Мотивация персонала; структура мотиваации, определение потребностей, внутренняя и внешняя мотивация. Формирование организационной культуры НКО. Проведение собраний, совещаний, деловых бесед.
Члены организации как ресурс. Мотивационная деятельность членов НКО. Виды и формы участия членов в НКО. Вовлечение новых членов в НКО.
Добровольцы, механизм привлечения добровольцев в НКО. Характеристика целевых групп добровольцев в зависимости от миссии и вида НКО, их мотивации. Организационно-правовые основы добровольцев в НКО. Выражение общественного признания.
Эффективность управления человеческими ресурсами. Формальная и неформальная структура управления. Особенности их взаимодействий. Внутриорганизационная коммуникация. Конфликты и их разрешение. Оценка эффективности управления.
Формы и методы проведения занятий:
лекция, практическое занятие


ТЕМА 10. ПРОВЕДЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ КАМПАНИЙ.
Опрелеление общественной кампании. Виды кампаний (просветительская, образовательная, благотворительная, по сбору средств, правозащитная, рекламная, информационная, PR-кампания, протестная, неповиновения и лр.). Цели кампании. Целевая аудитория.
Подходы к организации кампании. Ключевые компоненты кампании: программа, человеческие ресурсы, финансы, время, работа с властями, процесс вовлечения, технологии осуществления.
НОМ-технология. Нацеливание-организация-мобилизация.
Методы воздействия на сообщество. Убеждение и давление, пропаганда и агитация, переговоры, прямые акции.
Этапы подготовки и проведения. Анализ проблемы. Анализ значимого окружения (противники, сторонники, нейтралы). Долгосрочные цели. Промежуточные цели. Краткосрочные цели. Целевые группы. Выбор метода (стратегии). Выбор тактики. Работа с прессой. Лоббирование и/или переговоры. Встречи. Массовые демонстрации. Обращения. Написание писем и подание петиций. Символические акции. Бойкот. Оценка результатов.
Формы и методы проведения занятий:
лекция-беседа, практическое занятие для отработки техники проведения общественой кампании и ролевая игра.

ТЕМА 11.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НКО
(Деловая игра).

Цель - закрепить знания по курсу " Менеджмент НКО" посредством расчета реальных показателей оценки эффективности деятельности отдельно взятой НКО.

Задачи:
1. Оценить преимущества и недостатки различных форм создания НКО, обосновать и выбрать наиболее перспективные формы НКО на основе выбранных критериев эффективности.

Деловая игра:
Группе выдается раздаточный материал (типовые учредительные документы некоторых форм НКО).
Преподаватель выдает сферу деятельности НКО (экологические, инвалидные).
Задание; Разбить групп. Выбрать организационно-правовую форму на основе SWOT анализа в законодательном и налоговом поле.

2. Создать организационную структуру НКО и оценить ее эффективность.
Игра:
Из числа студентов избираются в соответствии с избранным уставом органы управления НКО и менеджеров по направлению деятельности;
* стратегическое планирование
* финансовое развитие,
* социальное партнерство,
* РR,
* управление человеческими ресурсами.
Необходимо: схематично показать организационную структуру. Оценить эффективность организационной структуры по следующим критериям:
* уровни управляемости;
* норма управляемости;
* соответствие организационной структуры направлениям деятельности;
* экономичности;
* гибкости.

3. Спланировать стратегию деятельности НКО в соответствии с направлениями и оценить миссию, цели и задачи.

4. Спроектировать деятельность НКО в соответствии с избранными направлениями и оценить эффективность проектов.

Организуется работа в группах (две группы). Президент зает задание:
(первой группе) Департаменту стратегического планирования разработать (выбрать) миссию, разработать цели и задачи организации и сопоставить с направлениями деятельности, оценить их реальность и жизнеспособность;
(второй группе) Департаменту проектирования выдается несколько альтернативных вариантов проектов. Группа должна выбрать проект исходя из оптимального варианта достижения результата.
В качестве показателей (ограничений) могут выступать:
* соотношение полученных результатов и затраченных ресурсов;
* реальность методов привлечения ресурсов:
* соответствие проекта миссии организации:
* оптимальная занятость человеческих ресурсов.

5. Определить потребности НКО в финансовых ресурсах. Оценить эффективность методов поиска финансовых ресурсов, выбрать наиболее эффективный и обоснованный.

6. Составить реальный бюджет НКО и оценить финансовую устойчивость НКО.

7. На основе представленного баланса НКО оценить ее эффективность деятельности.

Деление группы на 2 подгруппы, для работы над финансовым развитием и социальным партнерством соответственно.
Группа проектирования передает проект без бюджета (сделанный с предыдущей игре).
Преподаватель дает дополнительные раздаточные материалы, где будет информация об оплате персонала, расходов на содержание офиса и т.д.
Цель - составить бюджет проекта и бюджет НКО.
Бюджет разделяется на собственные и привлеченные средства.
Определяют источники и обосновывают их эффективность. Группа делает презентацию по наиболее эффективному способу привлечения ресурсов.
Оценка эффективности происходит по следующим критериям:
а) реальность проигранной ситуации
б) соотношение количества привлеченных ресурсов и потребности в ресурсах
Группа Социального партнерства.
Вырабатывает методы взаимодействия с бизнесом, властью, НКО и СМИ (тренинг НКО-бизнес-государство)
Оценка эффективности будет происходить по нахождению реальных путей взаимодействия и их обоснования с примерами из регионов.

8. На основе реальных вариантов взаимодействия НКО-государства-бизнеса-НКО, СМИ оценить методы эффективного взаимодействия и обосновать.

9. Разработать методы проведения PR-кампании и оценить их эффективность с точки зрения соотношения затраты-результат

10. Определить потребность в кадрах (штатные, добровольцы), сопоставить с планом работы НКО и обосновать эффективные методы мотивации персонала (оплата труда, самореализация, карьерный рост, повышение квалификации).

Подведение итогов игры и курса в целом. Устойчивость третьего сектора в России. Будущее некоммерческих организаций.
Познакомься с народом
Предыдущий вариант учебного плана (1996г.)
E-mail: john@vvags.ru
Hosted by uCoz